Sign in to follow this  
Followers 0
emo66

Балканский лев (emo66)

8 posts in this topic

Вот решил и я здесь отписаться. Обидно вообщем, что 2138 мало здесь на форуме, а машинка добротная и забавная. Потому и так назвал тему - ведь с ним живем на Балканах, лев не только животное своенравное, а и наша денежная единица, которых мой друг жрет немало...

Значит так : гараж будет списываться потихонько, неспеша, так как история можно получиться долгой, зато я русский поупражняю. (Хехе, это напомнило мне молодые годы, когда говорили "Служба в армии тежелая, зато - продолжительная" :) ) Вообщем, если кого-то раздражают мои ошибки в языке, пусть попробует написать что-нибудь на болгарском языке. Потом обсудим :dirol: .

Москвич мой родился (точнее собрался) в 1978 году в Ловече. Тест мой купил его с завода, на немалой в те времена сумму 5150 левов (1 лев тогда = 1 рубль, а зарплата 200-300). 2140 стоил 5500, а копейка - 6100. За 2140 в те времена ждали очередь около года, за копейки - 10, а 2138 были в наличии без очереди. Вот так попал этот оранжевы красавец в семье моей будущей жены. Машина практически пользовалась семьями моего тестя и его брата - семейные покатушки, отдых, по воскресениях в деревне к бабушке и дедушке, и самое важное - несколько раз (4 или 5), выезды заграницу. Так как у тестя есть родные в Венгрии, им ходили в гостьи. Типо, мой сегодняшний друг является международником.

Как уже писал в другую тему, комплектация болгарских Москвичей не является "экспортной". Еще боковые стекла, ремни и приемник - болгарские. Кузов "ранний", попка черная, хром, парковочные огни на пагонах. Жаль, ранных фото машины у меня нет. Тюнинг по машине не делали, если не считать крутого накрайника рычага переключения передач с едельвайсом. Можно сказать - полны сток, салон на твердую 5.

Машинка жила в гараже, зимой ее не катали. Но и жизнь у нее не была совсем легкой - с деревни тащили консервы и всю сельхоз продукцию на двух семьей, да и мой тест человек не технический. Когда машина была совсем новой, попал в аварии - благо без последствия для него, но Москвич перевернулся через кювет на крыше. Машину отремонтировали в единственом сервизе областного города, заменяя задное левое крыло и перекрашивая целиком. (О качество этого ремонта раскажу позже). Так Москвич откатал до 1990 года 60 тыс км. (В то время я уже три года назад забрал чудную девушку мне, в 1989 купил новенькую семерку в добавку к отцовском ЗАЗ965А и Москвичем теста не интересовался, да и жили мы в соседнем областном городе.)

Как уже сказал, мой тест человек не технический. Да и работал в предприятии, откуда можно было кое-что спереть, и тогда случилась уже сериозная авария. В этот раз - с мотором. По рассказах теста - вода в моторе кончилась, по уверениях его брата - тест залил то ли трансформаторное, то ли гидравлическое масло, в итоге перегрев, прокладка головки летит, а мой милы тест продолжает кататся на Москвиче с майонезом. Результат - двигатель зверски заклинил. Когда разобрали мотор, понадобилось коленвал шлифануть - кореные шейки на первом ремонте, шатунные на 2, а одна из них - на 3-ем... Почему не заменили КВ на новом, не знаю. Зато заменили поршни и кольца на новые, нормальные. (Ведь за 60 тыс цилиндры только приработались.) И машину еще реже катали, до 95-ого года спидометр показывал 65 тыс. Причина была в особено проявившаяся прожорливость - Москвич начал глотать по 14-15л 86-ого бензина на 100км (тогда у нас бензины были 86, 93 и 96). Когда мы ходили их в гостьи, я как человек моторный (окончил техникум ДВС, был гоньщиком в картинге и мотокроса) всегда удивлялся этим расходом, и однажды теща сказала: "А ты сынок, не удивляйся, а возми Москвича, и сделай что нужно, если можеш. Это тебе не твоя новенькая семерка, это дохлы Москвич, ах, как говорила я моего мужа не покупать его, а подождать для копейки..." Как известно всем семейным, такие слова тещи не могут остаться без последствия - какой я мужик и пацан, если не заткну ее рот, да еще и мужская солидарность не позволяла оставить тестя в беде после этих слов. В итоге с женой и сыном вернулись в нашем городе с Москвичом, а новенькую семерку оставили ее родителей. Здесь надо признаться, что до сих пор я с Москвичами не имел дело, но зато вырос в отцовский ЗАЗ965А, и он у нас сидел как вторая машина, а сам я еще учеником разбирал и собирал его не раз.

Еще по дорогу (45 км до нашего города) я начал ставить диагноз - давление масла с 4 при прогреве застряло на 2,5 - 3 атм (масло М10), температура в норме, динамика хиловатая, на ровном можно разогнаться до 90-100, зато даже малые подыемы хотят 3-юю передачу. Амортизаторы по кругу не работают (выше 80 трудно удержаться в дорогу), зад просел и даже пустая машина на кочках бьет в отбойники. Вообщем криминальные стуки и скрипы нету, диагноз не как у доктора Хауса, а простой до безобразия - компресия нету (почему - увидем при раскрития), наверное надо проинспектировать карбюратор и зажигание, и по мотору - все. Остальное - проза. Еще по дорогу я составил план действия, и оставляя жену и сына дома, тот час с Москвичом забираюсь у друга-однокласника из техникума, который после несколько лет работы в "Дружбе" токарем на поршневой линии, уже два года снимал мастерскую в техническом центре Союза болгарских автомобилистов и являлся хорошим автомехаником. Благо у него был личний Москвич 2138, которы всегда удивлял меня своих динамических характеристиках и непрожорливости. Вообщем, я уже предвкусывал как через неделю верну теста Москвич с расходом 7,5 - 8, с бешенным в сравнении с сейчас разгоном, держащий дорогу и с непросевшим задом, а теще скажу: "Говорил я тебе, что Москвич нормальная машина, верно не новая семерка, но совсем приемливая. Просто надо немножко за него заботиться, ухаживать, и он всегда тебе дотащит, куда надо. Вот папа не умеет, зато я умею и уже буду."

 

Дааа, и мне интерсно было припомнить историю как я стал москвичеводом, но надо и спать.

Продолжение следует, фотки будут появляться по ходу в соответствии с хронологии.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересная история. Давай еще фотки выкладывай.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если нет "компрессии", то причем здесь "карбюратор и зажигание"?!

Давай продолжение!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites

начало интригующее, жду продолжения

Share this post


Link to post
Share on other sites

Серия вторая, "А что там собствено, внутри, или посещение у автомеханика"

 

Я думал, что при предидущем ремонте надо было не только заменит поршни и кольца новыми нормальными, а вероятно шлифнуть и блок и ставить ремонтные - по моему туда была зарита собака с нехваткой мощностьи (оттуда и прожорливость). Благо "Дружба" рядом, другой мой однокласник из техникума после окончания института уже был зам. директором по производства и найдем все, что надо. Но автомеханик - Валентин успокоил меня - не спеши, книжки начитался в библиотечном институте, Москвич - дело тонкое, с чувством надо подходить, и технически.

Вообщем, замерили компресию - 4, 4, 5, 6 атм по горшкам. Залили немножко масла, снова замер - то же самое. Дааа, поршневая не под замену, зато клапаны полетели. И так, моя мечта разбирать полностью мотор и увидеть что есть внутри 408-ого пропала, Валентин запретил это. Еще замер мех. манометром давления масла показал совсем приличние результаты - при темп. 80 на холостом 2-2,5 атм, а с подгазовкой - редукционны клапан четко отключался на 6. На оборотах около 2500-3000 держались твердые 4-4,5атм. И все это - с маслом М10, значит, как Валентин сказал, долго и сильно будет играть здесь музыка. В течении часа он разобрал карбуратор, продул, проверил иглу (обнаружилась какая-то не стоковая, большая без резинки, Зиловская, сказал Валентин, такая и надо). Уровень был большой, в верхнем конце окошки 126-ого, он его ставил как надо - по середине. Вообщем, в карбюраторе криминалов не было, просто неухоженость. В трамблере дела были совсем грустные - контактная група работала на честное слово, палец и контакты крышки прогорели, ВВ провода были с завода, и не внушали полного доверия. Зато свечьи - стоковые советские - после зачистки и с правильным зазором оказались совсем в кондиции. Валентин выкопал с запасов крышку, я нашел в багажнике ценнейшую коробочку теста с запасной контактной групой и пальцем, поставили все на месте и через 15 мин. со стробоскопом мотор заработал ровно и тихо. Драйв-тест показал заметную динамику, но как Валентин сказал, это еще ничего. И велел открыть блокнот и записывать, что надо сделать.

Вообщем, план был такой: мотор разбирать не будем, низ у него хороший. Так как у нас предстояло введение евростандартов бензина, и ввиду исчезания свинцовых бензинов 86, 93, 96, с переходе на безсвинцовых 95 и 98, решили сразу переделать мотор под них. Значит, будем заменят клапана на Тазовские. Еще протекает передний сальник коленвала, заменим его марковым. Осмотр ходовой показал протеки всех амортизаторов, и как начало решили попробовать заменить их резинки ремкомплектами, благо они стоили копейки, да и сами амортизаторы были стоковые с завода, с машины не снимались до сих пор. Передняя подвеска была совсем в кондиции, стоковые сайленты и подушки стабилизатора вполне живые. Шарниры правой стороны - под замену, рулевой трапеции - тоже. С задней подвеске дела были нехорошие - совсем севшие ресоры, зато стоковые подушки живые. Я предложил поискать новые, но Валентин сказал, что глупо тратить деньги на вещь, которая не знаеш какая выдет, а лучше найти дедушки Ахмеда, уже пенсионированного кузнеца-ресорщика на автоколоне, которы такие ресоры мне сделает, что они угробят машину. И все это - за бутылку самогона и карманные деньги.

В итоге за два часа сделали полны осмотр, регулировали карбуратор и зажигание и написали план действия.

 

Вот так кончает вторая серия романтического сериала с елементами хорора "Как я соживлял Москвич теста и неусетно прихватил острозаразную и невылечимую болезнь "москвичелюбие" ".

Фотки этого периода нету, потому и не ставлю. Будут во втором сезоне, когда Москвич уже у меня, но не хорошо забегать вперед и терять интерес зрителей, предварительно сказав кто убийца...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Третьяя серия романтического сериала начала принимать более снабженско-технических уклонах, потому назовем ее "Артподготовка перед наступлением", так как я служил в артилерии на БМ-21 и кажется, что это описывает неплохо содержание.

 

Сначала уточним: машина не делалась от-до, не для меня и навсегда, а бюджетно в помощь теста. Так как он ездил на нее 3-4-5 тыс в год и не гонял выше 70-80, какие-то суперские характеристики не планировались, только оживление и приведение в человеческих рамках подвеску и мотора. Потому план был такой:

1. Снимаем головку.

2. Проводим полную ее дефектацию.

3. Несем ее к фрезеровщику (для пиления под 95 бензин и для маслосьемних колпачках).

4. Замена шарниров рулевой трапеции и шарниров правого колеса.

5. Ремонт ресоров.

6. Ревизия тормозов.

7. Собираем все это.

Сняв головки, увидели страшную картину - все выпускные клапана прогорели здорово, два из них были с формой елипси. Давление в цилиндрах 4-6 Атм вероятно держалось около милиметрового слоя нагара по головках клапанов... Как вообще этот мотор работал? Мистика... Зато впускные преценили как рабочие, конечно после обработки, благо у Валентина есть машинка для притерки клапанов.

Несу головку к знакомого, у кого фрезерно-токарьная мастерская.

- Вот головку несу, пильнем?

- Отдай там фрезеровчику, обыясни ему, завтра будет готова.

- Ценник?

- 10-12 евро.

- А под маслосьемные колпачки направляйки?

- Нету инструмента, сломал.

- А я несу, Валентин отдал его комплект, которы в "Дружбе" в инструментальном сделали.

- ОК, 15 евро за все.

Иду к фрезеровщику.

- Шеф сказал на завтра эту головку, вот и комплект для направляйки.

- Сколько пилим?

- 3мм.

- Хехе, десяток, сотень?

- Милиметров, говорю.

- Невозможно! Какая машина?

- 408-ой.

- Ни разу столько не пилил, поговорю с шефом, чтоб потом не я виноватым.

Шеф идет.

- Сколько будем пилить?

- 3 мм.

- Почему столько?

- Под 95-й, потому что через месяц - два другого не будет.

- Это да, и если газ потом поставиш, лучше будет - (к фрезеровщику) - можно и 3,5 мм, только примерь что бы не пробили выемки под свечьи.

И рассказал, что у него был 408И, его первая машина, спросил будем ли Тазовских поршней и фильтр ставить (об этом я впервые слышал), и т.д., поболтали. Пригласил после покупки выпускных клапанов отдать ему, за бесплатно переделает, он Москвичи и москвичеводов уважает.

 

Вот так выглядит инструмент для обработки направляющих клапанов на головке:

С лево на право: дорник для центровки, фрезер для внешней обработки направляйки под размер колпачка, фрезер для укорачивания направляющего.

 

bf45f6caa815t.jpg

 

2c1cea916817t.jpg

 

Иду в магазин. Списк такой: выпускные клапана ВАЗ, маслосьемные колпачки ВАЗ, прокладки головки и крышки головки, уплотнитель передний коленвала, провода ВВ, шарниры верхний и нижний, шарниры рулевой трапеции.

У нас в городе несколько магазинов запчастей, и только в одном - бывший государственны "Мототехника" кое-что для ВАЗ-ГАЗ-Москвич есть. Но асортимент и качество оказались совсем неудовлетворительным - ремкомплекты для амортизаторов и прокладок для 408 вообще не было, шарниры подвески не внушали никакого доверия, а для трапеции были хуже чем левые - выглядели так, будьто школники на практике упражнялись на станке. О никакой полировке и цементации и реч не шла. Пластмаски рулевой были какие-то угловатые, уплотнитель КВ и маслосьемные колпачки тоже, все болгарского кооперативного производства. Клапана ВАЗ, в пестрых коробочках Украинского или Белоруского производства, и не пахли "оригиналом". В итоге, ничего не брал.

Ентусиазм спал, иду к Валентину с вопросом Чернишевского: "Что делать?" Ведь Москвич 408 оказывается такая тонкая машина, на которой ни запчасти найдеш, ни мастера знают сколько и где пилить...

В то время Валентин уже снял ресоры и амортизаторы, и я помог ему выкатать Москвича из мастерскую, пока головка и ресоры обрабатываются, потому что его ждут клиенты.

На мои тревожные вопросы откуда найдем запчасти, их нету, а машину разобрали, он так машет с рукой: "А у тебя друг из армии в соседнем райцентре Попово, всего 30 км, есть? Есть. У него магазин запчастей есть? Есть. Бери мой Москвич, оставь мне Зузика передвигаться по городу и валяй отсюда, мне и деньги зарабатывать надо, но прежде того найди дедушки Ахмеда и отдай ему ресоры."

Деда нашел, разговор короткий: - От чего ресоры? - Москвич. - Литр самогона и 10 евро в руке, послезавтра береш, еще и дополнительный лист ставлю, только завтра принеси пластмасовые противоскрипные втулки, твои притерлись. Вот тебе експедитивность, но откуда этих втулок найти?

Чтобы суспенс этой серии был полным, потому что видите - запчастей нету, а я машину тестя разобрал - сейчас сделаю небольшое лирическое отклонение, так, для разслабления, о том что за птица мой друг из армии Тео.

Сначала скажу, что у нас в совковские времена учеба в университете полагалась только после службы. А кандидатствовали до армии. Немножко до увольнения, Теодору предложили 10-летний договор в наш танкоремонтный завод, и вместо в наш институт сельскохозяйственой техники, где он был принят, поучиться наукой в братской Советской стране, точнее - в Харькове, в Танкостроительном (или как там звался) институте. Он конечно, согласился - учить на госвыдержку, еще и стипендию дают, заграницу (СССР-овские дипломы у нас высоко ценились). Было одно "но", которое мы тогда не знали - что до конца его учебы в 1991 уже Варшавского договора не будет, что наш завод, которы делал капитальные ремонты танков дружеских арабских и африканских государств будет производить ловушки для крыс и несколько десятков 5-ти ступеньчатых коробок для ГАЗ-53 в год, и т.д. Вообщем, когда Тео вернулся у нас, не было где работать, договор так договор, но зато затраты по его учебе остались за счет государства. Он в то время, как хитрий балканский субект, конечно успел обзавестись с женой в Харькове, прекрасной девушкой Леной, и с родствениках ее начал ввозить крайно дефицитных автозапчастей СССР-овских машин у нас. В то время (1995 год), еще работал в магазинчике в отцовском гараже, но уже строил большой магазин автозапчастей в центре райцентра Попово.

Если сделать итог этой серии, вернувшись к заглавие, могу сказать как бывшим артилеристом, что то, что надо сделали - прострелили и показали врага наше местоположение (разобрали машину), а попали или нет покажет завтрашний бой (в смысле - если нет запчастей, машинка так и останеться разобранной...).

Edited by emo66

Share this post


Link to post
Share on other sites

все ничего, а фотки то где?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я тоже хочу фотки этого периода, но нету, к сожалению. Пока идет история „до меня”. Кому не интересно, не читать. Наверное слов много, но помните значка качества времен СССР – человечка с распростертыми руками в пятиугольнике? «Столько могу».

 

Серия четвертая, „В пещере Аладина”

Звоню Теодору в Попово, привет братан, запчасти на 408ой есть? – Конечно есть. – А мне сказали что нигде уже нету. – А у меня все есть.

Через полчаса я в Попово. Магазинчик-гараж, весь в лавочках, перегруженные потресающим количеством мелочей. Читаем списк нужных мне вещей, все есть. Валим на щанд. Все в хорошо знакомых „нерыночных” старих коробках, со щемпельями около 80-ого года. – Откуда все это нашел? – Распродажа была старых запасов государственой „Мототехники”, и по колхозам тоже. На цену чермета покупал. (Хитро смеется.) Да и двоюродной брат жены кое-что из Украины тащит. Давай в подвал, там у меня склад, здесь место не хватает.

Этот подвал дал имя этой серии – истинная пещера Аладина! Что там не было – семерочные фары – хочешь чехские, хочешь Освар, копеечные крыла с тольятинскими етикетками, КП, ГП... Подходим к углу, там стоят коричнего-зеленые сундуки типо под Калашники. На сундуках – етикетки Механический завод № какой-то, где-то за Уралом.

Я испугался – Ты что, и ЭТОМ торгуеш? В добавку к русской супругой это, что ли? – Да нет же, шарниры рулевой это.

Открывает сундук, он полны шарниров, кажды упакован в намасленой бумаге. Полировка, цементация, все как положено, да и лучше. Люблю военное производство в мирных целях!

Тащит большую коробку, внутри стекляшки фонарей, габаритов и поворотники - оригинал. Валяется бумажка контроля качества СССР, год – 1982.

Вообщем, списк нужных запчастей выполнен, в добавку забрал комплект стекляшек, по рекомендации Тео взял десятка азбестого-метальных уплотнителей меж колектором и выпускной трубы (супер дефицитная у нас вещ оказалась, несколько подарил соклубникам, 2-3 штучки еще валяются), несколько прокладок под 126 карбуратор, крестовины кардана, колодки тормозов, ремкомплект кулисы, пробковые уплотнители поддона картера.

Уплотнитель коленвала и маслосьемные колпачки выбрали фирмы Corteco, прокладка ГБЦ наша болгарская, Тео уверил, что качество – супер, клапана ВАЗ типо оригинал, ВВ провода отмерили от катушке, красные, с медяной нити. Пластмаски рулевой оригинал, резинки и т.д. Ремкомплект на амортизаторы был какой-то кооперативны, но на нем не заморачивались, ведь времянка. Небыло только резиновое кольцо уплотнения трамблер-крышка ГБЦ.

Я попробовал по нормальным ценам платить (что-то около 15-20 евро было), но Тео сказал, что неприлично с человека, с котором под одной шинели в НП на артилерийском полигоне зимой спали, вообщем деньги брать. Да и мелочьи при том. – А все это не мне, а тестя. Человек платит. – Хорошо тогда, 10 евро, тест наш человек.

Обратно в Разград, на доклад к Валентину. Он чесает репу, заказывает и ему для Москвича такие шарниры привезти. Вообщем запчасти одобряет, делаем план-график на сборку мотора на завтра вечером, после окончания его работу по клиентам и после моей работой в библиотеке, пиво и закуска – от меня.

 

Это – Валентин. Фото 2010 год, летом. Место – технический центр СБА. В 1995-ом был похудее, седина волос не была, очки тоже.

a033f6e3c13ct.jpg

 

Москвич уже кажеться мне достаточно интересной машиной, потому нового дня встречаю над увлекательной книжкой "АВТОМОБИЛЬ "МОСКВИЧ-408". УСТРОЙСТВО И ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ", которую Валентин отдал мне на самообразование.

Итог дня – результатнейший. В „Пещеру Аладина” моего друга Тео я нашел настоящий клад. Все найдено, да и в добавку. Забегая вперед скажу, что несколько месяцев назад покопались с Тео в его старые запасы (уже в подвале нового магазина), и нашли только 3 новых задных фонарей в сборе 2140, несколько комплектов шатунных вкладышей, десятка шатунов 408, десятка синхронизаторов и пустой картер КП. Все, спустя 15 лет клада уже нету...

Продолжение следует.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0