Перейти к содержимому


Установка эл. вентилятора охлаждения


Сообщений в теме: 1096

#1 KolяН

    Частенько тут бываю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 286 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва, ЮЗАО
  • Машина:Лансер 9

Отправлено 23 Июнь 2006 - 14:46

Установка эл. вентилятора охлаждения

Изображение

Штатная схема включения электродвигателя вентилятора (ВАЗ, ГАЗ): 1 – датчик температуры; 2 – реле; 3 – электродвигатель.


Изображение

Схема включения электродвигателя вентилятора без разгрузочного реле на некоторых зарубежных автомобилях: 1 – датчик температуры; 2 – добавочный резистор; 3 – электродвигатель.


Изображение

Доработанная схема включения электровентилятора: 1 – датчик температуры; 2 – реле; 3 – электродвигатель; 4 – диод.

Цитата

В чем же главная причина капризов электровентилятора? Его мотор потребляет ток до 15–20 А, включаясь по команде датчика температуры охлаждающей жидкости в радиаторе (рис. 1). Чтобы большой ток не шел напрямую через нежные контакты датчика 1, в штатной конструкции применили разгрузочное реле 2. Решение естественное… но не безупречное – на российских автомобилях самым ненадежным элементом в системе охлаждения зарекомендовал себя как раз датчик температуры. Его контакты обгорают – и конец! И это, заметьте, при исправной работе разгрузочного реле.

Для объяснения ситуации придется вспомнить, что такое «ЭДС самоиндукции» или «противоиндукции». Забыли? Королеве Физике от этого ни холодно, ни жарко – явление есть. И оно работает… Тот, кто ездит на автомобиле с контактной системой зажигания, знает, как сильно обгорают тугоплавкие вольфрамовые контакты, хотя и разрывают сравнительно небольшой ток с напряжением не выше 14–14,5 В. Все дело в противоиндукции: в момент разрыва контактов исчезающее электромагнитное поле не только создает высокое напряжение на вторичной обмотке катушки зажигания, необходимое для свечи, но и немалое, до 400 В, напряжение противоиндукции в первичной обмотке. Вот оно-то и «прожигает» контакты: каждое их размыкание не проходит бесследно – а за тысячу километров пути их накапливается около 4 миллионов. Результат – эрозия контактов. Система работает хуже и хуже.

Контакты датчика температуры срабатывают не с такой большой частотой, но зато сами гораздо слабей контактов прерывателя – ЭДС противоиндукции катушки вспомогательного реле в конце концов на них сказывается – они обгорают… И чем больше потрудился датчик температуры, тем выше вероятность отказа. Задавая себе шекспировский вопрос «кипеть или не кипеть?», водителю надо почаще глядеть на указатель температуры и прислушиваться к шуму под капотом. Но еще вернее – вовремя заменить старенький датчик, дабы зря не рисковать. Однако есть и другие возможности.

Рис. 2. Схема включения электродвигателя вентилятора без разгрузочного реле на некоторых зарубежных автомобилях: 1 – датчик температуры; 2 – добавочный резистор; 3 – электродвигатель. Первая: обзавестись каким-нибудь импортным датчиком включения вентилятора с тремя выходами – схема на рис. 2. Здесь уже нет разгрузочного реле. Электромотор включается постепенно – сначала через контакты 1 и 2 с добавочным резистором, а затем уже напрямую, через контакты 1 и 3. Результат – гораздо меньший эрозионный износ. Во многих случаях (при невысоких нагрузках на двигатель автомобиля) пара 1–3 почти не используется.

Рис. 3. Доработанная схема включения электровентилятора: 1 – датчик температуры; 2 – реле; 3 – электродвигатель; 4 – диод. Второй вариант – на рис. 3: здесь мы сохраняем разгрузочное реле. Однако в цепи есть новый элемент – диод 4 (типа КД105 и близкие к нему. Выбираются из справочника по диодам). Диод можно впаять непосредственно в реле (так удобней). В момент разрыва контактов датчика 1 тлетворное влияние на них ЭДС самоиндукции исключено – ток через диод уходит на «массу».

Подобное применение диодов очень характерно для зарубежных автогигантов «Мерседес», БМВ и т.д. В последнее время в продаже стали появляться готовые колодочки под такие реле – уже с впаянными туда диодом и проводками. Дело лишь за автолюбителем и его фантазией.

http://www.zr.ru/articles/46571/

********************************************************************************
Тема саттелит о выборе места установки датчика включения эл.вентилятора охлаждения радиатора
Обсуждение о месте установки и типе датчика эвсо

Статьи на форуме:

Установка эл.вентилятора охлаждения радиатора (Tandem)

Установка дополнительного электровентилятора (=Нарком=)

Сообщение отредактировал Невский: 04 Октябрь 2015 - 23:51
правка ссылок

Москвич ИЖ 412ИЭ 1990 года

#2 -=Val=-

    Прописка на ТКМ

  • Ветеран форума
  • PipPipPipPipPip
  • 5 871 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Усть-Каменогорск, Казахстан
  • Машина:ИЖ-412 (1975)

Отправлено 23 Июнь 2006 - 14:52

После капиталки движка и соответственно очистки системы охлаждения, вопрос о перегреве вообще снят, несмотря на нашу жару.
Хотя эл. вентилятор хотелось бы. Все-таки, более быстрый прогрев и другие приятные бонусы.
...Я не червонец, что бы нравиться всем...

ИЖ-412 1975 г.в.

#3 KolяН

    Частенько тут бываю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 286 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва, ЮЗАО
  • Машина:Лансер 9

Отправлено 23 Июнь 2006 - 14:54

А как можно почистить систему охлаждения и избаввиться от накипи и всего осталоного в ней? Может есть каие-то средства для этого? Просто движек перебирать еще рано, а вот перегревы порядком надоели и езда в жару с печкой не очень-то радует..
Москвич ИЖ 412ИЭ 1990 года

#4 -=Val=-

    Прописка на ТКМ

  • Ветеран форума
  • PipPipPipPipPip
  • 5 871 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Усть-Каменогорск, Казахстан
  • Машина:ИЖ-412 (1975)

Отправлено 23 Июнь 2006 - 15:09

Я еще до капиталки промывал радиатор, все равно нужно было паять.
В ванной заливал горячей водой со стиральным порошком, давал постоять, периодически взбалтывая и промывал проточной водой. Так несколько раз.
Потом по... эээ... совету жены :D/> отмывал ванну, т.к. грязи было немерянно. :shock:
Хотя, конечно, нужно целиком промывать систему. Тут вариантов множество - от фирменных промывок, до Кока-колы. :D/> Есть немалая вероятность, что после промывки где-нибудь обнаружится течь. :?
...Я не червонец, что бы нравиться всем...

ИЖ-412 1975 г.в.

#5 KolяН

    Частенько тут бываю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 286 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва, ЮЗАО
  • Машина:Лансер 9

Отправлено 23 Июнь 2006 - 17:12

У меня и сейчас тосол протекает через печной краник (хотя кран новый ставился). Вообщем промыть думаю стоит, просто за 16 лет эксплуатации много чего там осело. А как думаешь, отдельно промывать радиатр (предварительно его сняв) или залить в сиситему какую-нибудь промывку и погонять ее по системе? От чего большего результата добьюсь? Кстати, а при промывке всей системы печку тож лучше открыть и промывать?

Добавлено спустя 11 минут 25 секунд:

-=Val=-, почитал тут про твою машину. У тебя крыльчатка стоит нестандартная. Как поставил и поподробней что за крыльчатка напиши, пожалуйста. И желательно еще фоты посмотреть как ставил.
Еще может что-то с термостатом? :?:
Москвич ИЖ 412ИЭ 1990 года

#6 Beavis

    Прописка на ТКМ

  • Ветеран форума
  • PipPipPipPipPip
  • 10 891 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:СПб
  • Машина:Ford Transit '02, Toyota LiteAce '89, АЗЛК 2140 '84

Отправлено 23 Июнь 2006 - 17:14

На промывке написано как ей пользоваться. И вообще, уже оффтоп пошёл.
Про установку электровентилятора вечером с компа напишу, если меня Anton-combi не опередит, у нас с ним одинаково они стоят перед радиатором. Только у него шкив помпы уменьшенный, родная крыльчатка снята и он не жалуется, а у меня шкив обычный, крыльчатка 6-лопастная и всё равно подогреваюсь маленько. Тоже промыться надо.

#7 Shaitan

    Частенько тут бываю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 446 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Новосибирск

Отправлено 23 Июнь 2006 - 17:52

-=Val=-
Жара у нас такая же, а вот проообкиии... уверен что ни одна машина с принудительной системой охлаждения не выдержит в вялотекущей пробке и 15 минут, а они у нас бывают и поболе, а уж у автора темы, в Москве, и подавно.
Сам две недели назад делал так. Вентилятор Тойотовский 1шт, достался на халяву, верхний патрубок системы охлаждения волговский пластмассовый 50-60р., датчик температурный от неё же не помню сколько стоит но тоже что-то недорого, реле на включение всего этого барахла, и схема из журнала "За Рулём", просто я чайник в электрике, тебе может и не понадобится. Родную крыльчатку не снимал, хочу попробовать. Карлсона поставил перед радиатором, и поменял на нём полярность чтобы дул в обратную сторону. Вопреки всем предупреждениям дует очень приличественно. Если остановится и не выключать вентилятор, он у меня ещё и скнопки работает, на всякий случай, радиатор становится уличной температуры минуты за 3-4. Карлсон прикручен всего за одно ухо, но он настолько зажат между кузовом и радиатором, что деваться ему там некуда.
Кстати расскажу прикол который произошёл при установке. Когда сливали тосол из системы, открутили с другом заглушку из блока, как было написано в мануале. Заглушка находится рядом с трамблёром. Всё закончили, давай закручивать заглушку, нифига, мы с ней и так и этак, не хочет и всё. Решили что сорвали резьбу в блоке, надо брать метчик, и заодно решили купить краник, чтобы вкрутить его вместо этой ... заглушки. Объездили пол- города на великах в воскресенье в поисках этого метчика, ибо шаг резьбы там оказался редкий. Нашли. Купили. Нарезали. Вкрутили краник. Стали заливать тосол и он побежал из соседней дырки которую вообще не было видно... Сколько было нецензурных слов... Короче вкрутили мы краник в какое-то технологическое углубление, рядом с нужной нам дыркой, откуда он до сих пор и торчит, ибо выкручивать его сил уже не было. :idea:/> Вот такой вот анекдот!
ИЖ 412, 81 гв, сток, цвет сигнал... просто сигнал...

#8 Vic_pilot

    Иногда заглядываю

  • Пользователи
  • PipPip
  • 42 сообщений
  • Город:Севастополь, Украина

Отправлено 23 Июнь 2006 - 18:27

Сам думал по этому поводу. Говорят что можно поставить от ТАЗ 06. Крепление придётся переделывать, ну и датчик врезать придётся. Хотя можно и из салона тумблером включать. А промывать мужики в гараже советовали сыроваткой, только качественной.
М-2140, 1976 г.в, БСЗ, КПП 2101, 93->76 луц, ДААЗ.

#9 KolяН

    Частенько тут бываю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 286 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва, ЮЗАО
  • Машина:Лансер 9

Отправлено 23 Июнь 2006 - 18:51

Что такое сыроватка? :?:
Просто тут хотел услышать отзывы тех, кто сделал себе и что получил от этого взамен.
Москвич ИЖ 412ИЭ 1990 года

#10 Shaitan

    Частенько тут бываю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 446 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Новосибирск

Отправлено 23 Июнь 2006 - 18:56

KolяН
Получил то что машина не греется в +35 в длинных длинных пробках. Если карлсона всё равно покупать, смотри от автомобильных кондёров, они сразу дуют туда куда надо, а если есть какой-нибудь халявный, смотри, примеряй, поставить можно всё что угодно.
ИЖ 412, 81 гв, сток, цвет сигнал... просто сигнал...

#11 KolяН

    Частенько тут бываю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 286 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва, ЮЗАО
  • Машина:Лансер 9

Отправлено 23 Июнь 2006 - 19:09

В том-то и дело, что у меня нету никакого. как на сегодня решил надо: промыть систему, проверить термостат( ТОЛЬКО НЕ ЗНАЮ КАК И НАДО ЛИ :?: ), можно попробовать поставить вентилятор с большим количеством лопостей (если кто-нить подскажет от какой машины подобрать можно), и поставить спереди вентилятор, вот только как делать вентилятор с врезкай в системы пока не понял. И еще, что-то даже не знаю у нас в Москве разборок иномарок, так что скорее всего буду от новой отечественной покупать, правда что-то дорогие они новые :idea:/>
Фотки как все у тебя установлено есть?
Москвич ИЖ 412ИЭ 1990 года

#12 Shaitan

    Частенько тут бываю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 446 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Новосибирск

Отправлено 23 Июнь 2006 - 20:59

Термостат на СТО мне проверяли как-то следующим образом: достали его, поставили на пол и лили кипяток из чайника. Сначала должно лить только из одной дырки, это типа малый круг, потом она постепенно перекрывается и окрывается другая дырка, окрыться она должна полностью.
Далее, крыльчатку вместо родной можно взять от Газели, она шестилопастная, по месту примерять и резать ненужное. Сам не проверял, только читал. Может кто-то здесь пробовал, напишут позже.
Адреса разборок узнаются элементарно. Берёшь газету типа "Из Рук в Руки", "Доска Объявлений" и т.д. может у вас ещё что-нибудь есть, адресов полно, звонишь и спрашиваешь наличие искомого, и цену, чтобы не тащиться зря. Фотки сделаю завтра, у нас уже темно, всё-таки три часа разницы... :idea:/>
ИЖ 412, 81 гв, сток, цвет сигнал... просто сигнал...

#13 voparko

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 9 сообщений
  • Город:Луганск, Украина
  • Интересы:тещин М-2140, авиамоделизм...

Отправлено 23 Июнь 2006 - 21:05

Покупал на рынке пару лет назад москвичевскую ШЕСТИлопастную крыльчатку - летом прелестно... а на осень-зиму-весну есть с двумя лопастями - хватает...

#14 KolяН

    Частенько тут бываю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 286 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва, ЮЗАО
  • Машина:Лансер 9

Отправлено 24 Июнь 2006 - 01:54

voparko сказал:

Покупал на рынке пару лет назад москвичевскую ШЕСТИлопастную крыльчатку - летом прелестно... а на осень-зиму-весну есть с двумя лопастями - хватает...
А для какого москвича интересно ты нашел заводскую 6-ти лопастную крыльчатку? Просто впервые про это слышу.
Москвич ИЖ 412ИЭ 1990 года

#15 Beavis

    Прописка на ТКМ

  • Ветеран форума
  • PipPipPipPipPip
  • 10 891 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:СПб
  • Машина:Ford Transit '02, Toyota LiteAce '89, АЗЛК 2140 '84

Отправлено 24 Июнь 2006 - 04:02

Продаётся 6-лопастная, без проблем. Она не от какого-то Москвича, она просто 6-лопастная.
Не дорвался до компа сегодня... Исправлюсь, выложу как сделано.

#16 Vic_pilot

    Иногда заглядываю

  • Пользователи
  • PipPip
  • 42 сообщений
  • Город:Севастополь, Украина

Отправлено 24 Июнь 2006 - 08:01

Я себе тоже позавчера поставил 6-ти лопастную. Старую снял, новую поставил. Никаких проблем.
М-2140, 1976 г.в, БСЗ, КПП 2101, 93->76 луц, ДААЗ.

#17 Shaitan

    Частенько тут бываю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 446 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Новосибирск

Отправлено 24 Июнь 2006 - 08:39

Обещанные фотки
Изображение

Изображение
ИЖ 412, 81 гв, сток, цвет сигнал... просто сигнал...

#18 KolяН

    Частенько тут бываю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 286 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва, ЮЗАО
  • Машина:Лансер 9

Отправлено 24 Июнь 2006 - 11:33

"Shaitan", спасибо за фотки. А схему можешь еще скинуть как там все подключил. Кстати, а реле это как правильно называется, чтобы в магазине купитьспросить?
Москвич ИЖ 412ИЭ 1990 года

#19 Shaitan

    Частенько тут бываю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 446 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Новосибирск

Отправлено 24 Июнь 2006 - 12:13

KolяН
Схему брал отсюда: http://www.zr.ru/arch46571.html А реле не знаю какое, сказал в магазине для чего оно мне, и всё. Удачи!
ИЖ 412, 81 гв, сток, цвет сигнал... просто сигнал...

#20 SHARk

    Форумчанин

  • Ветеран форума
  • PipPipPipPipPip
  • 11 172 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:С-Пб, м. Ломо
  • Машина:УАЗ Patriot 2010г.

Отправлено 24 Июнь 2006 - 12:42

KolяН, реле самое что не на есть обыкновенное для машины на включение больших токов (до 30А), 5-ти контактное. Опиши так и тебе дадут то, что нужно.
Бешеннный Комбик - 21251, 1988 г.в., BMW-КПП, двиг 2.0л + много приблуд и электро-фарша... R.I.P.

Внедорожествую на УАЗ PATRIOT





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

Поддержка сайта проект IT Link